С 13 мая до 13 июня 2016 года в Национальной художественной галерее «Хазинэ» продлена выставка произведений Шамиля Нигматуллина.
Шамиль Абдрахманович Нигматуллин (Шамиль Нигмат) родился 4 января 1951 года в деревне Чирки-Кильдуразы Буинского района Татарстана. Окончил Казанское художественное училище в 1975 году, Московский Государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова в 1981, по специальности художник-монументалист в мастерской под руководством Ю.К. Королева. Окончил Творческую мастерскую Академии художеств в Казани под руководством академика Х.А. Якупова в 1984. С 1981 работал в татарском творческо-производственном комбинате Художественного фонда РСФСР. С 1990 был председателем выездного художественного совета по городам республики и член правления Союза художников Татарстана. С 1993 был заместителем председателя правления Союза художников Татарстана. Заслуженный деятель искусств РТ. Безвременно ушел из жизни в 1 февраля 2004.
В основе живописи Шамиля Нигмата лежит стремление к глубокому постижению натуры. Он всегда обращался к пристальному изучению природы и человека, как необходимому условию и способу претворения действительности в художественный образ.
Художник с 1978 года совершал многочисленные творческие поездки в Заполярье (Дудинка, Хатанга, Норильск), Сибирь (Саяно-Шушенская ГЭС, Саяногорск), на озеро Байкал, в нефтяные районы Татарстана – Альметьевск и Лениногорск, в края земледелия и рыбоводства – Лаишево и Буинск и др. Все это обогатило мировоззрение художника, его творческий опыт.
Позднее свои творческие устремления художник направляет в русло национальной истории, прошлой и современной, которая выражалась в различных темах: трагедии и одиночества заброшенных деревень, обреченности и противоречивости внутреннего мира человека, о простом человеческом счастье, выражающемся в семейных, нравственных ценностях, праздниках и буднях; о войне и победе народа в кровопролитной бойне, где художник затрагивал тему ожидания, трагедию невосполнимых потерь («Возвращайтесь с победой!», 1984).
Шамиль Нигматуллин писал портреты нефтяников, рыбаков, близких ему людей, пейзажи Татарстана. Монументальная роспись – еще одна сторона творческой деятельности художника, - являлась не повторением части природы, а претворялась в создание новой ценности, связанной с процессом переживания, осмысления, обобщения. Таким явилось живописное панно «Родники-источники» (1990) о культуре и национальном духе татар.
Искренность, стремление к глубокому постижению натуры лежат в основе творчества Шамиля Нигмата. Он был личностью многогранной: как живописец-станковист, он успешно работал в различных жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетно-тематическая картина); как художник-монументалист, он создал росписи интерьеров 3-го здания КАИ им. Туполева («Первые воздухоплаватели», «Школа профессора Одинокова»), эскизы витражей для Дворца спорта, настенная роспись «Сабантуй» для Набережных Челнов. Как один из руководителей Союза художников республики, он щедро делился своими знаниями и мастерством с молодыми художниками.