Графика Татарстана 20 – 30-х годов XX века

Особое место в коллекции музея занимает графика 20 – 30-х годов XX века. В 1920 году Татария становится Автономной республикой в составе Российской Федерации. Художественная жизнь того времени насыщена событиями, выставками, конкурсами, творческими экспериментами в области монументального, оформительского, декорационного, книжного, плакатного и других видов искусства. В Татарии формируется своя, отличная от столичной, но не менее талантливая и интересная творческая жизнь. В классах Казанской художественной школы обучается молодежь всех национальностей, постигая не только живопись и рисунок, но и гравюру, плакат, книжную и журнальную иллюстрацию (А.М. Родченко, Ш.Н. Мухаметжанов, М.Г. Андреевская, П.М. Байбарышев, В.Э. Вильковиская).

В 1918 году создается первый союз художников «Подсолнечник», в который входили художники Д.П. Мощевитин, И.А. Никитин и другие.  Некоторые рисунки его участников  хранятся в фондах графики музея.

Позже, на волне подъема интереса к графическому искусству, возник графический коллектив «Всадник» – одно из самых ярких явлений художественной жизни Татарстана XX века. Его членами стали наиболее творчески активные учащиеся Казанской художественной школы - М.Г. Андреевская, В.Э. Вильковская, М.И. Меркушев, Д.М. Федоров, С.С. Федотов, В.В. Кудряшов, позднее – Н.М. Сокольский, А.Г. Платунова, М.В. Барашов, П.М. Байбарышев, сплотившиеся вокруг своих руководителей Н.С. Шикалова, И.Н. Плещинского, позже – К.К. Чеботарева. Менее чем за пять лет существования объединение выпустило более двух десятков изданий: четыре альманаха, авторские папки гравюр И.Н. Плещинского, А.Г. Платуновой, К.К. Чеботарева, Н.М. Сокольского, два сборника «Казанский книжный знак», обратилось к иллюстрированию и изданию татарской поэтической классики и современной казанской поэзии.

В фондах Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан хранится самая полная и значительная в стране коллекция произведений участников этого объединения, а так же собраны практически все издания того времени.

Деятельность коллектива «Всадник» в 20 – 30-х годах вывела искусство графики республики на всероссийскую арену, побудив ведущих столичных искусствоведов признать появление в Казани самобытной графической школы. 

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>