Коллекция западноевропейского декоративно-прикладного искусства

Коллекция западноевропейского декоративно-прикладного искусства большей частью представлена изделиями из фарфора и керамики. Без преувеличения, это лучшие образцы изделий европейских фарфоровых заводов, где наряду с предметами бытового уровня есть раритеты и высокохудожественные образцы.

Наиболее интересная часть собрания - итальянская майолика из коллекции известного казанского учёного, археолога и библиофила Андрея Федоровича Лихачева. Выделяются две тарелки, с характерной «скорописной» манерой росписи по сырой глазури, изготовленные в Фаэнце XVI-XVII вв. Одна из них оттиснута в форме «crespina» с гротесковым орнаментом и растительными побегами, заканчивающиеся дельфиньими головами, другая - с гротескным орнаментом, расположенным «a quartieri» (лучеобразно), и маленьким путто в центре. К прекрасным образцам итальянской майолики относятся и тарелки с изображением фигур на фоне пейзажа, с синей росписью акварельного характера, выполненные  в Савоне и Альбиссоле в середине XVII в. На обороте одной - изображение короны, на другой изображение знаменитого генуэзского маяка «Torre del Faro», являющиеся характерными марками для изделий Ривьеры.

В коллекции представлены лучшие произведения фарфоровой пластики старейшей в Западной Европе Мейсенской мануфактуры. Основанная в 1710 году, она являлась крупнейшим керамическим центром, на многие годы определившим пути развития фарфорового производства в Европе. Это в равной мере относится как к технологии получения массы и изготовления изделий, так и к методам и стилевым особенностям декорирования.

Наиболее ранним и раритетным произведением мейсенской фарфоровой пластики в собрании музея является скульптура «Богиня Латона с детьми» (Аполлоном и Дианой) из серии «Овидиевы фигуры», изготовленная в 1741-1745 годах Иоганном Фридрихом Эберлейном (1696 - 1749). Мифологическая композиция была прислана вместе со знаменитым «Андреевским сервизом» и серией «Аполлон и 9 муз» в 1745 году в качестве дипломатического подарка русской императрице Елизавете Петровне.

Не уступает по значимости Латоне и композиция «Вакх и сатир», также созданная  Эберлейном в 1740-е годы. Она олицетворяет осень и принадлежит к знаменитой серии «Времена года». Её отличают грациозность и жизнерадостность, юмор  и гротеск, так свойственные стилю рококо.

Привлекают внимание и небольшие фигурки из серии «Переодетые Амуры», выполненные по модели талантливого скульптора Мейсенской мануфактуры Фридриха Элиаса Майера (1723 - 1785) и фигура Мишеля-Виктора Асье (1736 - 1799)  из серии  “Devisenkinder” «Амур, сидящий на облаке» с  надписью на  постаменте: “Je prends mon essor” («Я взлетаю»).

В произведениях этих мастеров наиболее полно воплотились особенности галантного стиля середины XVIII века.

Среди произведений Берлинской Королевской фарфоровой мануфактуры хочется выделить скульптуру «Малабарка», выполненную в 1765-1770 годах скульптором-модельером Фридром Элиасом Майером. Данная фигура является повторением, сделанной Майером в 1750 году на Мейсенской мануфактуре.

В собрании ГМИИ РТ представлены изделия фарфоровых фабрик, основанных  в Клостер Файльсдорфе, Фолькштедт-Рудольштадте, Ильменау, Людвигсбурге, Зитцендорфе, Зельбе и др. Уникальной является скульптура «Юпитер», предположительно относящаяся к серии «Фигуры богов», созданная в 1766 году в Тюрингии, в городе Клостер Файльсдорфе по модели Людвига Даниэля Хейда при участии Вензеля Ноя.

Аналогичные фигуры имеются в Германии в Тюрингском музее города Айзеноха, а также в России в Государственном Эрмитаже.

Сравнительно небольшая коллекция французского фарфора включает изделия Севрской королевской мануфактуры и частных парижских производств.  «Марка» Севрского фарфора - разнообразные цветные фоны, с миниатюрами, превосходно выполненными в незакрашенных медальонах. Образцом могут служить две декоративные вазы одна  с  пасторальным сюжетом с  небесно-голубым фоном (“bleu céleste”),  другая с галантной сценой -  королевская синяя (“bleu de roi”), обрамленные золоченым орнаментом с цировкой.

Особого внимания заслуживают изделия веджвудского фарфора, одного из старейших центров производства керамики, расположенного в графстве Стэффордшир. В 1759 году, потомственный английский керамист Джозайя Веджвуд (1730-1795), которого называют  «отцом английского фарфора», открыл собственную фабрику в Берслеме. Самым потрясающим творением фабрики Веджвуда, которое выводит ее продукцию в ряд произведений мирового искусства, является необыкновенно прочный, но вместе с тем воздушно легкий яшмовый фарфор или «джаспер». Характерным элементом «джаспера» являются тончайшие лепные рельефы в классическом стиле по поверхности изделий. В коллекции имеются несколько произведений веджвудского фарфора. Выделяются две вазы XVIII века, одна из которых изображает стоящих  среди деревьев Аполлона с лирой, Евтерпу – музу лирической поэзии и музыки,  Клио – музу истории со свитком в руке и покровительницу комедии Талию. Другая ваза оливкового цвета с четырьмя рельефными изображениями амуров, олицетворяющих времена года.

Западноевропейское стекло представлено небольшим количеством предметов. Большую часть составляют изделия немецких мастеров. Одним из ранних в собрании является стакан 1712 года с изображением сцены врачевания и надписью на немецком языке: «Мне нравятся все сердца, которые мило смеются и приветливо шутят».

Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>