На III Межрегиональной ежегодной академической выставке «Идель-Арт» в 2015 году представлены произведения более 90 художников из разных городов Поволжья – Пензы, Самары, Саратова, Тольятти, Чебоксар и др., а также столичных мегаполисов – Москвы и Санкт-Петербурга. Наиболее активное участие в выставке приняли мастера изобразительных искусств Татарстана – из Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Елабуги, Зеленодольска, что совершенно естественно. Ведь именно Татарстанское отделение Творческого союза художников России совместно с Государственным музеем изобразительных искусств Республики Татарстан при поддержке Министерства культуры Татарстана выступило инициатором и организатором выставки, которая призвана продемонстрировать последние достижения российских художников в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве и скульптуре. Задавая высокую профессиональную – академическую планку, выставка отражает широкое и емкое наполнение термина академизм на современном этапе.
Академизм подразумевает не только сохранение высших, наиболее совершенных традиций искусства, критериев и норм художественного творчества, но и их развитие в соответствии с меняющимися условиями эпохи, с появлением и утверждением новых стилевых направлений, отвечающих социально-эстетическому запросу общества на данном историческом этапе. Так, на протяжении нескольких веков своей эволюции академизм, зародившийся в XVI веке на утверждении принципов Высокого Возрождения, в XVII – XVIII веках впитывал в себя стилевые черты барокко, затем опирался на классицизм, в первой половине XIX века обогащался романтическими тенденциями, в конце XIX века – реалистическими, в XX веке сливается с импрессионизмом, появившемся в свое время как оппозиция ему. Так же меняются тематические и жанровые пристрастия академизма – от алтарной картины и монументально-декоративной росписи к историко-героическим, аллегорическим, мифологическим сюжетам станковых произведений, к приоритету национального пейзажа и сюжетов народной истории в русском академизме второй половины XIX века, возродившихся в советском академизме середины XX столетия. Таким образом академизм преодолевает заложенную в нем самом опасность отрыва от современности, застылости форм и повторяемости эстетических канонов, сохраняя при этом профессиональные основы творчества, без которых невозможно развитие искусства.
Точно так же академизм начала XXI века видоизменяется, корректируется в соответствии с достижениями новаторского, авангардного искусства ХХ века, ставшего уже классикой мировой художественной культуры, осваивает новейшие методы и художественные средства, диктуемые развитием высоких технологий, отражает широкий спектр стилистических направлений современного художественного процесса и многообразие проявлений индивидуальности художников. Организаторы выставки «Идель-Арт» демонстрируют именно такое понимание академического искусства, в чем находят поддержку Российской академии художеств, взявшей проект под свой патронаж.
Представленные на выставке произведения, несмотря на всю свою многоликость, убедительно показывают общность и преемственность современной российской художественной школы, сохранившей свои академические реалистические основы, которые позволяют художникам разных поколений решать разнообразные художественные задачи. Тихая, завораживающая красота российской природы запечатлена в традиционных пейзажах, соединяющих реалистический взгляд с импрессионистическими приемами, вдыхающими в живописные полотна трепет свежего воздуха, игру солнечного света (Р.А.Гусманов, Е.О.Манько, А.Н.Попов, Е.В.Ромашко, И.В.Щетинин). Особое место в пейзажном жанре на выставке занимают произведения, посвященные Волге, которая была выбрана символом проекта как воплощение тысячелетней истории родной земли. Современные мастера видят в ней непреходящий, вечно печальный образ российских просторов (Д.Н.Анчуков), великую водную артерию страны, на берегах которой стоят большие и малые города (Р.И.Ильясов, П.В.Илюшкина, А.В.Головченко). Настоящим гимном реке стала шестичастная композиция И.М.Самакаева «Водная соната», заставляющая зрителя испытать тот же эмоциональный порыв, что владеет художником.
Поволжье с его национальным многообразием дает художникам богатую почву для работы в традиционных для русского искусства жанрах этнографического портрета (Ф.Г.Халиков), исторической реконструкции, получившей особую популярность в постсоветский период (Р.Г.Загидуллин, И.Х.Муртазин).
Архитектурный пейзаж (Л.Е.Евграфова, А.А.Петров, Д.Ю.Прощенков) и натюрморт (В.Я.Акимов, Е.В.Васильева, Н.А.Нагнибеда, Е.А.Титова) побуждают художников к разнообразным экспериментам с формой, цветом и светом, с фактурами и материалами, в чем видится наследие «бубнововалетцев» – пионеров русского авангарда.
В широко представленных беспредметных композициях художники развивают направления, заложенные корифеями русского абстракционизма В.В.Кандинским – лирическое, К.С.Малевичем – геометрическое. Большинство из живописцев оперируют чистыми формой и цветом, воплощая в абстрактных композициях абстрактные понятия (А.И.Дорофеев, А.Н.Лопаткин, А.В.Новиков), другие отталкиваются от реальных впечатлений, доводя многообразие природных и рукотворных образований до емких визуальных формул (Г.Ф.Дубровин, И.И.Нафиев, К.В.Петров).
Неизменный интерес проявляют художники к символизму, приемы и методы которого позволяют им доносить до зрителя свои потаенные и возвышенные чувства, тревожные ощущения (О.В.Мишина, Р.Р.Салямов, М.В.Самакаева, В.В.Скобеев), передавать светлую печаль древних мифов (А.А.Тимергалина), раскрывать «культурные коды», формирующие их художественную индивидуальность (А.Н.Егоров, А.В.Крылов).
Целый ряд произведений образуют направление, которое, пожалуй, можно назвать «новейшей вещественностью». В них гипертрофия предметов, пейзажей, людей, решаемая через усиление иллюзорности изображения (Е.А.Масленников, Н.Д.Кузнецов) или через усиление декоративности, во многом связанной с практикой дизайна (В.А.Выборнов), придает им новые смыслы.
Графический раздел выставки отражает неизменный интерес художников к оригинальным техникам рисования – уголь, сангина (Л.В.Магина,), к пограничным между графикой и живописью техникам акварели, пастели (В.Г.Баранова, Л.Г.Гриценко, Ф.А.Суюров), энкаустики (Г.А.Иванченко), позволяющим авторам передавать богатую гамму чувств, находить адекватные визуальные формы для философских размышлений.
Значительный перевес в экспозиции произведений печатной графики свидетельствует об активном ее развитии в последние годы в Татарстане. Немалая заслуга в этом принадлежит художникам неформального творческого объединения «Казанский графком» (А.М.Артамонов, И.В.Антонова, В.В.Карасева, В.В.Пискарев, С.А.Репнин), которые занимаются, в первую очередь, традиционными для республики офортом, линогравюрой, монотипией, а также уделяют много внимания и времени организационной и просветительской работе. Они способствуют знакомству художников и зрительской аудитории Татарстана с последними достижениями мировой графики через организацию многочисленных семинаров и выставок, в том числе Казанской международной биеннале печатной графики. В арсенале художников группы и новейшие компьютерные технологии, специфические средства которых, позволяют получать эффекты, невозможные в других техниках (А.Б.Шляпкин).
Значительную роль в развитии гравюры в Татарстане играют специальные художественные учебные заведения республики – Казанское художественное училище им. Н.И.Фешина, в том числе его Зеленодольское отделение, Графическое отделение Казанского филиала Московского государственного академического художественного института им. В.И.Сурикова, художественно-графического факультета Набережноченинского государственного педагогического института и др. Работы студентов и выпускников этих заведений демонстрируют глубокий интерес к графике и профессиональное освоение печатных техник (Р.Л.Маврина, Я.Э.Махина). Особую роль в развитии печатной графики в регионах Татарстана играет группа молодых художников из Набережных Челнов «Мастерская графики имени Александра Халдеева». Они продолжают традиции региональной графики, в том числе арабской каллиграфии, получившей второе дыхание в Татарстане в постсоветский период, и активно экспериментируют, осваивая новые техники (коллография), язык абстрактных форм (М.И.Мингалеев, Р.Р.Иксанова, А.Р.Мунирова, Р.Р.Шайхутдинова).
Представленные на выставке произведения декоративно-прикладного искусства отражают критическое состояние этого вида искусства, активно вытесняемого продукцией массового фабричного производства. Собственно прикладных вещей в экспозиции немного: шкатулки с лаковой росписью в традициях палехской миниатюры (Ю.В.Павлов), комплект светильников (П.И.Харитонов, В.О.Мерзлякова). Большинство же мастеров создают по сути станковые произведения – мелкую пластику, декоративные панно, используя традиционные для ДПИ материалы и техники: керамику (Н.В.Кузьминых, А.Ю.Махинин, дуэт «Аняманя»), дерево (С.Н.Васьков, А.В.Новиков, А.В.Сергеев), текстиль (Н.А.Галявиева), эмаль (А.Ю.Агафонова, Е.Е.Матько), кость (Т.В.Соловьева). Многие произведения, (особенно, в керамике, дереве, текстиле) сближает сюжетность, построенная на разнообразных житейских ситуациях, пронизанных юмористическими и ироническими интонациями, что воспринимается как ярко выраженная тенденция современного этапа.
Межрегиональная академическая выставка «Идель-Арт», в третий раз собравшая на казанской земле художников Поволжья и Центральной России, дает много поводов для размышлений и художникам, и искусствоведам, и культурологам, и музейным работникам, демонстрируя актуальное состояние изобразительных искусств регионов, выявляя достижения и проблемы, помогая выбирать пути развития, стимулируя художников к творчеству.
Ольга Улемнова,
кандидат искусствоведения,
ведущий научный сотрудник
Института языка, литературы и
искусства им. Г.Ибрагимова
Академии наук Республики Татарстан