Галерея "Хазинэ" приглашает на обновленную расширенную выставку Николая Ивановича Фешина.
В новой экспозиции представлено более 60 произведений из собрания ГМИИ РТ.
с 26 июня 2015года.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан (экспозиция в галерее «Хазинэ») обладает самой крупной в мире коллекцией работ выдающегося российско-американского художника Николая Ивановича Фешина (1881-1955). Портреты написанные маслом, рисунки углем, наброски жанровых композиций, декоративно-прикладное искусство, деревянная и бронзовая скульптура – составляют её содержание.
Фешин Н.И. учился в Казанской художественной школе, окончил Академию художеств в Петербурге (класс Ильи Репина). С 1909 преподавал в Казанской художественной школе и активно участвовал на выставках в России и за рубежом. В 1923 году Николай Иванович с женой и дочерью эмигрировал в Соединенные штаты Америки, где прожил до 1955 года. В 1976 году прах Николая Фешина по его завещанию был перезахоронен на Арском кладбище Казани.
Творческий путь Николая Фешина пришелся на первую половину ХХ столетия. В фундаментальные принципы академического и реалистического искусства художник привносил импульсы разнообразных стилевых направлений – от импрессионизма и модерна до экспрессионизма. Искусство Фешина входит в ту линию развития стиля модерн, которую представляли творчество В.Серова, Ф.Малявина, А.Архипова, Г.Брейтнера (Голландия), А. Цорна (Швеция). В Соединенных Штатах Америки Николая Фешина ставят в контекст искусства Юго-Запада, связывая в первую очередь с Таосской художественной колонией.
В залах Национальной художественной галереи «Хазинэ» представлены такие шедевры как портрет Вари Адоратской (1914), «Обливание» (1911 - 1914 ), «Бойня» (1910-1920 ), портрет Н.М.Сапожниковой (1916), портрет отца (1918), графические работы американского периода и другие произведения выдающегося мастера.
Сюжетом картины «Обливание» стал народный обычай обливать друг друга водой во время летней жары. Действие картины разворачивается у колодца на фоне сельского пейзажа. Картина написана в характерной для художника манере «non-finito» (незавершенность).
Портрет Вари Адоратской, племянницы Н.М. Сапожниковой, является подлинным достижением русской портретной живописи, его можно поставить в один ряд со знаменитым портретом В. Серова «Девочка с персиками».
Отец играл очень важную роль в жизни Фешина. Иван Александрович, резчик по дереву, владелец позолотно-столярной мастерской, был первым учителем сына, оценившим его тягу к искусству. В портрете отца создан образ мастерового, мудрого «человека из народа».
В экспозиции представлены 4 портрета Надежды Михайловны Сапожниковой. Надежда Михайловна, ученица и друг Фешина, происходила из богатой купеческой семьи. Ее студия в 1910-х – начале 1920-х годов являлась центром художественной жизни Казани.
В экспозиции галереи «Хазинэ» организован просмотр видеофильмов о Николае Ивановиче Фешине.