Аннотация «Рәхим итегез! Выставка ДПИ»

 

Выставку «Рәхим итегез» дополняют предметы декоративно-прикладного искусства из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. В витринах представлены фарфоровая посуда,  самовары, мелкая пластика и столовое серебро.

Самыми ранними произведениями на выставке являются ординарные тарелки с букетами цветов и рельефным бортом в виде плетенки, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе времени правления Екатерины II для Дворцовой сервизной по  заказу придворной конторы (на обороте тарелок литера «П:К.»). К этому же времени относится великолепный кобальтовый квасник. Квас – исконный русский напиток,  который раньше готовили в каждом доме, независимо от достатка его хозяев. Русские квасы готовились из хлеба, овощей, свежих и сушеных ягод и фруктов. 

Не менее, чем квас, в старину были знамениты хмельной мед и пиво. Обращает на себя внимание пивная кружка «Объедало» в виде мужчины-толстяка с уткой в руке, выполненную в 1820-е годы на заводе Гарднера. Кружка исполнена с юмором, иронией и  восходит к типу знаменитых английских кружек-тоби.

Из мелкой пластики выделяется скульптура «Сбитенщик», также изготовленная на заводе Гарднера. Сбитень – старинный русский напиток, который варили на меду с добавлением пряностей и целебных трав. Пили сбитень горячим, особенно в холодные зимние дни, как согревающее и противовоспалительное средство.  Продавался он в основном только в Москве на рынках и в местах большого скопления людей. По улицам ходили сбитенщики, которые из сбитенников (подобие самовара) продавали горячий напиток, причем у каждого сбитенщика был свой уникальный рецепт – главное, чтобы в основе был мёд, а пряности и травы у каждого свои. К сожалению, сбитень не выдержал конкуренции с чаем и поэтому к началу XIX века остался как воспоминание у немногих авторов кулинарных книг.

Чаепитие – излюбленное занятие русского человека. За чашкой чая можно поделиться последними новостями, сказать что-то особенное, насладиться  великолепным напитком. Чтобы придать этому занятию особый колорит, использовали традиционную посуду для чая – самовар. В экспозиции представлены два самовара, один из них изготовлен в Туле на фабрике Семёна Пучкова в конце XIX века, второй в стиле модерн - на фабрике Романа Плешкевича в Варшаве.  

В одной из витрин зрители увидят знаменитый сервиз «Кобальтовая сетка». Изящная роспись, которая впервые украсила фарфор в 1945 году, уже стала классикой декораторского искусства и фирменным, отличительным знаком Ломоносовского фарфорового завода, ныне Императорского. Знаменитый и элегантный узор придумала художница Анна Яцкевич (1904-1952), правда, сначала он был не кобальтовым, а золотым. Сервизы с таким узором на ЛФЗ стали выпускать сразу после войны. А через год Яцкевич интерпретировала свой узор и создала из золотой сеточки ту самую знаменитую кобальтовую. Им она впервые расписала чайный сервиз формы «тюльпан» Серафимы Яковлевой. В 1958 году «Кобальтовая сетка» покорила мир, получив золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.

Изделия из серебра, представлены мастерами Москвы, Петербурга, Костромы. Столовые приборы не столько использовались в утилитарных целях, сколько подчёркивали статус и богатство владельца. На выставке можно увидеть бокалы для вина, украшенные гравировкой и чернью, стопки, чайные пары, подстаканники, напоминающие по форме крестьянскую утварь, всевозможные солонки, выполненные в технике цветной эмали по скани, а также резные солонки-солоницы в форме стульчиков.

    В экспозиции представлен сервиз «Праздничный стол» известного художника-стеклодела Бориса Александровича Смирнова (1903-1986). Это художник исключительно широкого диапазона, ему подвластны все декоративные приемы и способы обработки стекла. Смирнова увлекал сам творческий процесс, поражали художественные возможности стекла, многообразие его форм и красок. Больше всего его интересовала игра с материалом, привлекали его прозрачность, пластичность, блеск, цвет. Создавая свои произведения, художник использовал традиции гутного стекла. Свободное выдувание – самый сложный и самый уязвимый процесс, ведь расплавленное стекло меняется каждую секунду. Суть состоит в том, что горячее стекло, набранное на трубку, свободно раздувается. Таким образом, форма изделий рождается на глазах художника, когда мастер манипулирует горячей массой, придавая ей желаемую конфигурацию, дополняя лепными деталями. Когда смотришь на предметы праздничного стола, размах фантазии художника кажется удивительным. Причудливые вазы с птицами, графины с разнообразием декора, деревья с яркими плодами и птицами, рюмки с цыплятами – все это карнавал сверкающего, искрящегося цветного стекла, напоминающий сказочное пиршество. Художник вложил в свое произведение игровое начало. В этой работе присутствует элемент спектакля, вызывающего у зрителя желание режиссерского сотворчества с автором. Вещи можно переставлять, искать их различные мизансцены и тем самым менять цветовую гамму. Смысловая и декоративная подвижность композиции не нарушает цельности произведения. Варианты сохраняют тематическую основу народного праздника в его фантастической окраске. С другой стороны, почти каждая вещь, как и отдельные изолированные группы, может играть самостоятельную роль декоративных и празднично-утилитарных предметов (деревья, кувшины, рюмки и т д.).    Многопредметный ансамбль звучит как единый пластический аккорд, способный организовать интерьер, - это то важное качество, которое Вера Мухина определяла как «синтез пластического образа», когда «объединенное созвучие многих объемов приводит к одному объему».

 
Заказать экскурсию


Список экскурсий смотреть >>>